Проверка геометрии кузова

Диагностика - правильные данные

За свою жизнь почти каждый автолюбитель попадает в более или менее серьезную аварию. Кто-то таранит чужую машину из-за собственной нерасторопности. Кто-то вылетает в кювет при попытке избежать лобового столкновения. Кто-то проламывает стену собственного гаража, перепутав педали газа и тормоза. А на кого-то падает дерево во время грозы или урагана.

Каждый получает индивидуальный печальный опыт самостоятельно. Но есть одна проблема, которая возникает практически перед всеми автомобилистами, попавшими в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), это кузовной ремонт. Далее рассмотрим, чем важна геометрия кузова, почему ее необходимо восстановить после аварии и как проверить правильность выполнения работ.


Вернуться к оглавлению

Технический ликбез

Геометрия кузова — это точные размеры автомобиля, определенные заводом производителем. Наиболее важные из них:

  • ширина передней колеи;
  • ширина задней колеи;
  • длина колесной базы;
  • длина лонжеронов и расстояние между ними.

При нарушении вышеуказанных показателей ухудшается управляемость автомобиля. Менее важные:

Математическая модель в автосервисе

  • размеры дверных проемов;
  • размеры оконных проемов;
  • размеры моторного отсека;
  • размеры багажного отделения;
  • размеры салона.

При нарушении вышеуказанных показателей ухудшается внешний вид автомобиля. Колея — это расстояние между правым и левым колесами, расположенными на одной оси. Ширина колеи рассчитывается от середины протектора шины правого колеса до середины протектора шины левого колеса. Колесная база — это расстояние от передней до задней оси машины. Длина колесной базы измеряется от центра ступицы передней оси до центра ступицы задней оси.

Лонжероны — это основа силового каркаса моторного и багажного отделений автомобиля. К ним обычно крепятся грязезащитные перегородки, крылья, пол, бампера, двигатель, коробка переключения передач у переднеприводных автомобилей, рулевая колонка и съемные несущие элементы конструкции моторного и багажного отсеков.


Вернуться к оглавлению

Выявление нарушений

Проверка геометрии кузова — дело довольно простое. Обычно оно необходимо при покупке подержанной машины либо при проверке результатов кузовного ремонта.

  1. Для начала необходимо поочередно открыть и закрыть все двери, капот и крышку багажника. При этом не стоит прикладывать большие усилия. Если двери не захлопываются плотно с первого раза, значит, искривлены стойки. Если капот и крышка багажника не закрываются с первого раза, значит, искривлены лонжероны. Деформация может составлять миллиметры, но это уже причина для предъявления претензий или торга, поскольку нарушенная геометрия кузова снижает пассивную безопасность.
  2. Далее нужно присесть на корточки и посмотреть вдоль борта машины. В таком положении вы сразу заметите все неровности и увеличенные зазоры.
  3. Затем следует осмотреть ветровое и заднее стекло на наличие трещин. Вертикальные трещины, расположенные с одной стороны, свидетельствуют о смещении стоек.
  4. Проверить, не нарушена ли геометрия ходовой части, можно при помощи замеров. Для этого необходимо иметь рулетку и знать точные размеры колесной базы.

Если по каким-либо причинам вы не можете измерить геометрию ходовой части, постарайтесь найти ровную прямую дорогу без интенсивного движения. Разгонитесь на ней до скорости 50 километров в час и отпустите рулевое колесо на пару мгновений. Если после этого машина поедет направо или налево, значит, ее били именно в эту сторону. Если же машина продолжит прямолинейное движение, увеличьте скорость до 90 километров в час и повторите эксперимент.Измеряем геометрию ходовой части при помощи специального прибора

Будьте предельно осторожны! Если автомобиль и при высокой скорости будет продолжать двигаться прямо, значит, геометрия ходовой части в норме. Это не значит, что машину не били, возможно, просто качественно отремонтировали. Перед проведением эксперимента убедитесь в том, что давление в правых и левых шинах симметричное.


Вернуться к оглавлению

Выбор правильного автосервиса

Восстановление геометрии кузова после аварии — дело ответственное. Нельзя доверять эту процедуру гаражным мастерам. Дело в том, что для качественного ремонта необходимо специальное устройство, прямоугольная платформа, позволяющая жестко зафиксировать машину с 4 сторон и вытягивать любую ее часть в нужном направлении. Это устройство называется стапель. Без использования стапеля невозможно правильное восстановление геометрии кузова.

Кроме того, автосервис, в который вы хотите обратиться, должен иметь точные данные о геометрии кузова именно той модели автомобиля, которую вы отдаете на ремонт. Многие мастера не обладают подобной информацией. Они делают все на глазок, считая, что стороны машины симметричны. Однако следует учесть то, что все элементы конструкции современных автомобилей жестко связаны между собой. Из-за этого при сжатии одной стороны кузова другая сторона растягивается. Поэтому правильно восстановить геометрию кузова на глазок невозможно.

Также обратите внимание на наличие измерительных приборов. Наиболее качественные результаты дают лазерные приборы, но и простые лекала тоже сгодятся, если ими пользуется опытный кузовщик. В любом случае не стесняйтесь проверять качество работы после ремонта, ведь после неправильного восстановления геометрии кузова автомобиля снижаются стоимость и ухудшается активная и пассивная безопасность машины.